ул. Профсоюзная, 104
+7 (915) 134-97-43
+7 (499) 793-48-25

Сайт создан и поддерживается родителями учеников

5 заблуждений о вальдорфской школе

Вокруг вальдорфских школ ходит много слухов, которые чаще всего основаны на обрывочных знаниях. Кто станет публично и громко рассказывать о том, что происходит в школе,  — тот, кому школа нравится, или тот, кто из нее «сбежал», по причинам, которые, кстати, редко кто указывает? Конечно, тот, кто ушел. А уходят люди часто из-за непонимания, что такое вальдорфская педагогика, чем она отличается, как устроена жизнь школы и как построен процесс обучения. Среди заблуждений — изначально неверное представление об этой системе образования стоит на первом месте.

Итак, 5 заблуждений:

1. Вальдорфская школа — альтернатива обычной

Вальдорфская школа — это просто альтернатива обычной школе. Часто родителям кажется, что они отправят своих детей в вальдорфскую школу, где дети будут радостно петь, играть и рисовать до 11-го класса, ничем больше не занимаясь, а потом вдруг внезапно поступят в МГУ.

"Главная цель, которую ставят перед собой родители, найти «что-то другое, отличное от обычной школы».  Они не учитывают, что вальдорфская школа — это тоже система, просто правила в ней другие, и снаружи кажется, что дети счастливы, потому что только пляшут и поют."

Это не совсем так.

Да, творческих занятий в школе много. Но не стоит забывать и об учебе. Конечно, рисовать приятнее, чем учить таблицу умножения  А дети делают в итоге и то, и другое.

Для ожидающих «песен и плясок» родителей становится откровением, что дети в школе еще и учатся, делают уроки, сдают аттестации. А самое главное, что в школе есть отличающиеся от классических школ правила, для обучения требуется дополнительный инвентарь, существует дополнительная возможность диагностики ребенка, возможность увидеть, в чем отстает ребенок — и все это «дополнительное» ложится на плечи родителя. Если в обычной школе дефектолог может и промолчать (и вы сами будете исправлять «ошибки прошлого» в старших классах), то в вальдорфской школе вам прямо скажут, что не так и над чем надо поработать. То есть отстраниться и сделать вид, что только школа обязана заниматься вашим ребенком, не получится.

Вальдорфская школа — это школа для родителей, принимающих ответственность за своих детей и готовых работать в паре со школой и школьными учителями для того, чтобы ребенок был по-настоящему гармонично развит. Не подстать школе, а подстать самому себе. То есть если у ребенка есть слабые стороны — над ними надо поработать, и поработать с обеих сторон — со стороны школы и со стороны родителя. А это, согласитесь, совсем не про «песни и пляски», это про настоящую работу, не тяжелую, но упорную ежедневную работу по совершению маленьких и иногда незаметных на первый взгляд шагов.

2. Вальдорфская школа — это вседозволенность и отсутствие дисциплины

Одно из самых частых заблуждений о вальдорфской педагогике — это полная вседозволенность и свобода. То, что школьники начальных классов гуляют на улице так же, как в детском саду, и часто промокают с ног до головы, создает впечатление «здесь все можно». Это не так.

Дисциплина в школе очень сильная. Просто она другая, чем в обычной школе, где учителям проще воздействовать методом запугивания и крика. Например, в начальной школе нет оценок — а дети  делают домашние задания, хотя их и не ругают за невыполнение. Просто для них важна оценка не в дневнике, им важна похвала учителя. А на похвалу в вальдорфской школе учителя не стесняются! То есть если ты не выполнил задания, тебя не ругают, но тебя и не похвалят, а так хочется, чтобы похвалили!  Вот так это работает.

При этом, учителя внимательно следят за распорядком дня, за отношениями между детьми, за соблюдением правил и порядком в классе. Вы не поверите, но быть в классе дежурным — это почесть! Дети обожают дежурить, хотя по сути они должны делать что-то еще, кроме игр и отдыха на переменах. Труд преподносится как нечто интересное и важное, что делает ребенок, а не как скучная обязанность.

Случаи ссор учитель не игнорирует и разбирает, давая детям понимание границ своего поведения в отношении других детей. Педагог учит детей дружить, проявлять заботу об одноклассниках, о младших классах, учит уважению к старшим. Без крика и без унижения кого бы то ни было.

3. В вальдорфской школе ничему не учат / только поют / только рисуют

Программа вальдорфской школы отличается от классических образовательных программ, это правда. Однако, это не значит, что не учат «ничему», это значит, что учат в другом темпе и по-другому.

Например, правописание в первом классе не проходят. Зато 2-ой класс начинается с того, что школьники вспоминают, что учили в прошлом году, готовят руку к письму в течение месяца, а потом за неделю проходят прописной алфавит и начинают писать прописью. То есть сначала дети плотно осваивают и закрепляют знание печатных букв и готовят руку к письму в 1-ом классе и уже на подготовленной почве осваивают пропись за неделю (в обычной школе в 1-ом классе на пропись ушло полгода, и она была настолько скучной, что моя дочь забыла ее, как только необходимость в письме отпала).

Отличается программа и по математике. В 1-ом классе вальдорфской школы дети прошли счет до 100, умножение до 4-ех. По программе «Школа России» по математике дети весь год изучают счет до 20.

В 4-ом классе ученики вальдорфской школы сдают такой же экзамен, как и остальные школьники. То же самое с ГИА и ЕГЭ. Никаких особенностей при сдаче этих экзаменов для вальдорфцев не существует. Они так же могут брать уроки репетиторов (как делают ученики практически всех школ Москвы, даже лицеев), если чувствуют в этом необходимость.

Из-за разницы в программах образования перейти из вальдорфской школы в другую может быть непросто. Для этого надо подготовиться заранее, например, поступить на подготовительные курсы или воспользоваться помощью репетиторов. Как показывает практика, при желании это у всех получается.

4. В вальдорфской школе учатся дети, не знающие, что такое телевизор, лего и мобильный телефон

Дети, в какую бы школу Москвы они не ходили, прекрасно видят, как живут люди вокруг них. Чтобы человек в Москве не знал, что такое телевизор или планшет, пришлось бы запереть его в четырех стенах :)

Да, в вальдорфской школе в младших классах запрещено приносить телефоны в школу. Телефоны отвлекают детей. Мне этот порядок очень нравится, так как в обычной школе я видела мальчика в первом классе с мобильным телефоном, который сильно ему мешал жить — он не мог спокойно учиться, так как желание играть всегда перевешивало, общаться с одноклассниками тоже не хотел, ведь играть ему было интереснее. Остальные дети тоже начинали подглядывать в телефон, что их отвлекало на уроках, и в итоге его попросили телефон больше не приносить. Так что в этом смысле, вальдорф-школа ничем не отличается от общеобразовательной. Кроме того, телефон всегда есть у учителей, под надзором которых находится ребенок, и родитель в любой момент может связаться с ребенком.

Большинство родителей детей вальдорф-школ действительно предпочитают занимать детей другими вещами и делами, нежели планшетами и телефонами. В вальдорфской школе учится много детей из многодетных семей, а когда есть старшие сиблинги, так или иначе обо всех новинках ТВ и игр дети узнают наравне со всеми и с удовольствием делятся познаниями с одноклассниками.

5. Дети из вальдорфской школы — настоящие цветы жизни, доброжелательны до мозга костей  и очень наивны, не знают реальной жизни

Хотелось бы, чтобы это было так :)  Но «реальная жизнь» происходит у любых детей и у любых родителей. Дети так же ссорятся, так же мирятся, так же имеют разные характеры, разный склад ума, так же иногда не хотят делать уроки и проявляют все обычные человеческие качества. Дети живут в социуме, ездят в метро,  видят рекламу, общаются не только с одноклассниками, поэтому никакой закрытости не получается, даже если бы сильно хотелось.

Вальдорфская школа — не панацея от трудностей и испытаний на пути каждого человека, будь то ребенок или взрослый. В ней учатся такие же дети, как во всех других школах.

Источник: http://mama-snob.ru/5-zabluzhdeniy-o-valdorfskoy-shkole/

НОУ Школа "Искусство Жизни" © 2009 - 2017